Экстремальное вождение
Противоречие, скажите вы? Отвечу—отнюдь! Давайте разбираться! Сразу оговорюсь, что задача этой статьи—не рекламировать какую-то академию вождения, а скорее наоборот: прояснить основные моменты, с которыми сталкиваются новоиспечённые водители, и развеять некоторые маркетинговые мифы.
Для начала определимся с терминами. Вождение можно условно разделить на рабочее, контраварийное и экстремальное. Рабочее—это когда вы едете от дома до работы практически на автопилоте, не расплескав при этом кофе в подстаканнике. Контраварийным мы пользуемся, когда нас подрезает лихой таксист, а вот экстремальными приёмами пользуются испытатели на полигонах, спортсмены и каскадёры.
То есть для обычного водителя экстремальное вождение начинается там, где закончилось контраварийное. Чтобы ездить только в "рабочем стиле" достаточно соблюдать ПДД. Причём все пункты, особенно те, про которые все либо забывают, либо намеренно игнорируют, например про выбор скорости (пункт 10.1) и дистанции (пункт 9.10). Другими словами, если вождение вам не интересно, как процесс, то вы пользуетесь "рабочим стилем". А в экстренной ситуации действуете так, как это прогнозируют автопроизводители (скорее всего просто давите на тормоз). Это не хорошо и неплохо, так ездят миллионы людей в мире, собственно говоря, подавляющая часть водителей. Именно для них были разработаны все средства автоматизации и безопасности процесса вождения, такие как: АКПП, круиз-контроль, АБС, антипробуксовочная система, система стабилизации, система удержания в полосе и многие другие, а также автопилот (хотя вот это провальная идея по мнению автора, но она достойна отдельного разговора).
Все эти системы ежегодно спасают тысячи жизней, и вот это действительно хорошо! Поэтому можно не забивать себе голову всей этой шофёрской дребеденью, вовремя обновлять автомобиль, использовать качественные шины, стараться соблюдать ПДД-и вуаля, у вас закончились проблемы и вопросы в области автомобилей. Дальше можно не читать.
Ну раз уж вы продолжили, то давайте окунёмся в другую крайность, в экстремальное вождение. В эту кучу можно свалить управляемые заносы, подъём одного и более колёс, прыжки и так далее. С одной стороны, это круто смотрится, а с другой, бывалые водители часто рассказывают, как их занесло, а они так круто вышли ну или не вышли из этой ситуации. От этого у молодых водителей, особенно при виде первого снега, возникает желание овладеть этими умениями. Но тут-то и таится облом: если ваш автомобиль довольно свеж, то все попытки "дрифтануть" будут пресечены системой стабилизации. Да, вы можете её отключить, подурачиться на заснеженной парковке, но что дальше?
Современный автомобиль сам знает, что ему делать, если какой-то датчик заподозрит неладное, и ему всё равно, водитель какой квалификации и амбиций держится за руль. Искушённый автолюбитель скажет на это: "В нормальных автомобилях есть режим Sport+, который оставляет меня один на один с машиной". Хорошо, дорогие любители M, AMG и прочих пакетов, а часто ли вы используете этот режим? Ответьте в процентах от общего времени, которое проводите за рулём. Напомню, что в статистике вероятностью ниже 15% пренебрегают. И даже если вы ответили «более 50%», помните, что управляемый занос или торможение разворотом—это всего лишь тактический приём, а не допустить необходимости применения такого приёма—это стратегия.
Теперь остановимся на контраварийных навыках вождения. Как понятно из названия они направлены на избежание аварии, и основная их часть вообще выполняется не руками, а головой. Собственно говоря, курс контраварийной подготовки—это то, чего не хватает в программе обычной автошколы. На таких занятиях вас действительно научат правильно сидеть за рулём и вращать его, строить траекторию поворотов, управлять динамической загрузкой автомобиля, более точно чувствовать его габариты и понимать, как начинается занос и снос (и в чём разница между ними, кстати).
Другими словами, именно управлять автомобилем, а не водить его, или просто сдавать экзамен или, чего хуже, делать вид, что сдаёшь экзамен. Обладая этими навыками и знаниями, вы сможете повысить и удовольствие от вождения, и безопасность, будете понимать, почему вмешалась электроника, что именно она делает и что делать в этой ситуации вам! А вмешиваться она будет крайне редко, так как на правильной траектории и при грамотных действиях водителя автомобиль невероятно устойчив, безопасен и не беспокоит достопочтенные датчики попусту.